Школы бывают разные. И если с первого взгляда кажется, что можно их классифицировать, то присмотревшись поглубже, настройка сбивается, и ты уже не понимаешь, на чем строить свой выбор.
Мы пришли к выводу о том, что разные школы – для разных детей, для разных родителей. Не попробовав, не узнаешь. Это с одной стороны. А с другой – все очень зависит от тех требований, которые выдвигают родители к школе. Требования эти – тоже непростая вещь. На поверхности они одни. Особенно, если начитаться Александра О'Нилла, Франзуазу Дольто, Януша Корчака, Диму Зицера, Людмилу Петрановскую. А настоящие, те, которые и будут определять, подходит вам такая школа или нет, - они достаточно глубоко. И иногда признаться в них самому себе сложно, не то что вслух чужим людям сказать. Для того, чтобы это понять, и чтобы избежать травмы ребенка в дальнейшем, риск наступления которой возможен при неоправданных ожиданиях родителей от школы, мы встречаемся с родителями и долго долго разговариваем про жизнь, про ребенка, про образование, про ЕГЭ, про отношение ко всему этому.
Суть школы, если брать конкретное времяпровождение ребенка, зависит от человека. От людей. От тех самых взрослых людей, с которыми ребенок проводит существенную часть своей жизни. Ведь мир взрослых ребенку кажется абсолютно иным и чужим. Но именно у взрослого, значимого или нет в жизни ребенка, он учится. Учится отношению к другим людям, к учебе, к выполнению самостоятельной работы, к решению задач, не только математических. Учится формулировать задачи, видеть других людей, быть любознательным и любопытным, делиться интересной информацией, делиться радостью и печалями, жаловаться и решать проблемы, быть искренним и настоящим. Последнее сложнее всего, потому что ребенку, как и любому человеку, очень важно быть принятым в обществе. В обществе детей, в обществе взрослых. Поэтому нередко ребенок быстренько сканирует и понимает, какое его поведение наиболее выгодно ему сейчас, чтобы понравиться. Иногда – это очень даже необходимое качество. Иногда – мешает общаться с ребенком, да и ему самому мешает, поскольку много сил тратится на поддержание имиджа, который по мнению ребенка является наиболее удачным для выстраивания коммуникации. Например, спрашиваешь на математике: тебе понятно? Ребенок кивает, потому что не хочет выглядеть глупым; но в глазах видно сомнение. Победой считаем, когда ребенок сам говорит: я не понял, объясните, пожалуйста; или подходит и просит позаниматься с ним дополнительно. Вот такую осознанность и самостоятельность мы хотим от детей. Мы хотим, чтобы понимая свои особенности, ребенок не прятался за ними, а искусно использовал знания об этом для того, чтобы учиться, чтобы развиваться, чтобы ставить перед собой цели и идти к ним.
Школа, на самом деле, - это про взрослых. И в нашем пространстве важное место занимают взрослые, а не дети. Потому что только рядом с интересными, любознательными и познающими мир взрослыми жизнь детей насыщена событиями, открытиями, любопытством и радостью.
Для нас важно, чтобы ребенок жил каждый день, каждую минуту, а не готовился к какому-то мифическому большому будущему. Каждый день перед ребенком встают вопросы, которые надо решать, события, на которые надо реагировать и проживать, отношения, в которые надо вступать и развивать или прекращать, знания, которые надо фильтровать и обрабатывать. Ведь если задуматься, перед современными детьми не встает проблемы добывать знания, интернет предоставляет их с избытком. Зато есть необходимость научиться учиться, думать, размышлять, анализировать, сопоставлять, принимать решения, ставить правильные вопросы, коммуницировать с другими детьми и взрослыми, выбирать, проявлять инициативу, доводить до конца начатое дело или обоснованно его оставлять незавершенным, организовывать себя и других, работать в команде, сосредотачиваться. А еще очень важно радоваться. И быть самим собой, а не притворяться тем мальчиком или девочкой, которых хотят видеть взрослые.
Мы очень поощряем детскую инициативу что-то самостоятельно сделать. Но поощряем пассивно, ожидая проявления организационной силы от ребенка, готовые при этом помочь всеми имеющимися у нас ресурсами. Но помочь в первую очередь тем, что научить и дать попробовать самому, но не выполнить процесс по эскизу ребенка. Поэтому некоторые идеи так и остаются нереализованными, но нас это не огорчает. Мы понимаем, что сила одного человека в идейности, а другого – в организации.
Нам очень важно научить ребят брать знания, приобретать навыки. И неважно, что это – таблица умножения или уборка помещения. Для нас это одинаково ценно. Человек, способный взять да и помыть стаканы, самостоятельно, без принуждения, сможет и уравнения решать. Тогда, когда возникнет у него на то желание. Возможность взять знания мы предоставляем сполна. Все наши взрослые увлечены своим предметом и не только, и увлекают детей своим задором. Но иногда нам приходится ждать у «открытых ворот», когда ребенок решит в них войти. У нас терпения много )) И нам нравится то, что мы делаем. Каждый ребенок для нас – сборник квестов, которые очень интересно проходить и разгадывать. А еще – ребенок – это Человек, со своим мнением, опытом, переживаниями, со своим жизненным путем. И общаемся мы с детьми на равных, что не отменяет субординации и уважительного друг к другу отношения.
Считаем, что в жизни все устроено гораздо сложнее и интереснее!
Мы не опираемся на какие-либо методики, мы изобретаем их по ходу движения. Каждый день. Оглядываясь, присматриваясь, вслушиваясь мы познаем ребенка и себя через ребенка. Причем, каждый ребенок - это вызов для нас. И чем сложнее и непонятнее поведение, реакция, движение ребенка в развитии - тем нам интереснее. Каждый ребенок - квест, который мы разгадываем с яростным любопытством и желанием найти верный путь, преодолевая который происходит познание. Познание самого себя, прежде всего. А затем - приобретение способности управлять собой, использовать свои способности и сотрудничать с миром, людьми, системами.
Образование - побочный эффект нашей школы, но очень качественный. Поскольку мы не останавливаемся на стандартной общеобразовательной программе, а идем дальше. Например, дети с семи лет слушают, активно слушают Историю Древнего Мира, изучают Мир с помощью микроскопа на Биологии, много читают сами и слушают, как читают им взрослые.
Мы сталкиваемся с тем, что если ребенок обижен, недоволен собой или находится в конфронтации к миру, информацию ему воспринимать и обрабатывать сложно, поэтому сначала много времени тратится на то, чтобы он открылся и начал доверять. Себе доверять, верить в свои силы. Мы - за то, чтобы ребенок сам тянулся к знаниям. Без этого невозможно научить чему-либо, особенно - в старшем возрасте.
Поскольку важна атмосфера и окружение, то мы придаем огромное значение тому, ГДЕ учиться. Нам важно, чтобы дети приходили в ДОМ, в атмосферу, где люди живут, а не борются с жизнью. Мы считаем, что сама Жизнь и есть самая главная Школа. Нет игры в школу, с условностями и имитацией жизни - есть необходимость и желание учиться. Необходимость - потому что без знаний и навыков не выживешь. Желание - потому что у таких взрослых, как наши, хочется перенимать все, что они знают и передают. Мы не отделяем школу от жизни. Поэтому наш учитель Биологии ведет еще и Джиу-Джитцу (не от безысходности, нет, просто он сам этим увлекается уже много лет), а учитель английского ведет еще и театр, а еще может провести классную тренировку на тямбарах (тренировочные мечи), а учитель Истории первоклассно работает с гипсом, а учитель Математики поет под гитару и водит детей в походы, учитель русского языка варит с детьми мыло и создает супер поделки в техники декупажа. Все наши взрослые - Личности. Которым интересно Жить! Им есть что сказать детям, помимо своего предмета.
Нам удается жить без специальных администраторов, уборщиков и прочих специалистов «Backstage», делаем все сами, с привлечением детей, конечно-же! Старшие ребята могут и за продуктами сходить, и младших на обед отвести, и даже провести урок, если аврал и взрослые все заняты.
Сейчас наша школа в квартире. Достаточно большой квартире. В центре Москвы, на Чистых прудах. Пространство – это активный участник нашего процесса. И если выходит так, что на этого самого участника приходится тратить несоразмерно много времени, сил и денег, то мы меняем пространство. Мы – за то, чтобы двигаться, развиваться, искать и находить. Конечно же, вначале мы пытаемся сотрудничать с трудностями, решать их по-всякому.
Нам очень важна Атмосфера! Она или есть, или ее нет. У нас она есть! Причем, мы не теплица, в которой можно комфортно провести лучшие годы своего детства. У нас микро-мир, живя в котором, можно защитить не одну диссертацию по социальным взаимоотношениям, развитию человека и общества в целом, педагогике. Все больше и больше мы даем детям самоуправления, правда, сначала мы учим пользоваться свободой, нести ответственность, отвечать за свои слова и действия. Мы проживаем все то, что происходит в любом обществе: выстраивание иерархий, угнетение сильными слабых, воровство, провокации насилия и само насилие. В нашем случае все это происходит при активном модераторстве взрослых. Мы учим детей договариваться и самостоятельно решать конфликты без ущемления своих и чужих прав, работать в команде, открыто заявлять о своем недовольстве, проявлять инициативу, реализовывать свои идеи.
Честно говоря, на фоне социальных проблем, которые мы решаем с детьми каждый день, вопрос учебы и получения знаний решается на порядок легче!
Мы не достигли еще высокого уровня в образовании, но мы очень хотим этого достичь. Причем, не с отобранными по интеллектуальным способностям детьми, а с теми, кого нам доверили родители. Правда, родителей мы отбираем! По принципу общности с нами взглядов на жизнь в целом и на детей в этой жизни, в частности.
А школу можно выбрать, ответив себе честно на один вопрос: «Хочу ли я, чтобы мой ребенок проводил существенную часть жизни рядом с этим человеком, с этими взрослыми и в компании этих ребят.»
Школа должна вызывать улыбку и радость. Если это не так, то - значит что-то не то. И это надо исправлять: менять школу или себя.