В силу своего текущего образа жизни я часто размышляю, а потом пробую свои мысли на вкус и прочность, обсуждая их с другими людьми, друзьями и коллегами, родителями и учителями, об образовании, об обучении и воспитании, о свободе и правах ребенка, об отношениях родитель - ребенок, учитель - ребенок, ребенок - книга, гаджет, свободное время. Да, кстати, свободное время. Для меня слово свобода означает великое умение и способность, а иногда даже - дар, жить свободно, пользоваться свободой, использовать ее себе на благо. Ведь свобода - это сильнейшая штука, как кольцо Властелина: если оно твое, то дает тебе силу, если нет - разрушает и мешает идти своей дорогой. Так вот, мне кажется, что прежде чем давать свободу ребенку, надо научить его ею пользоваться и дождаться момента, когда он сам ее возьмет в силу возраста, своей потребности или необходимости. Я очень радуюсь, когда мои дети знают, как использовать время, свободное время, это то время, когда не взрослый человек говорит ребенку, что он должен делать в данный конкретный момент, а когда ребенок сам решает, что делать. Для меня естественно, что гаджеты - не есть качественное использование своего свободного времени. Конечно, полчасика-час - это нормально, но я радуюсь, когда ребенок играет в игрушки, строит миры, рисует, готовит еду или читает.
В школе я часто сталкиваюсь с тем, что ребята 9-11 лет, кто у нас недавно, встают в тупик и смотрят на тебя непонимающими глазами «за что?», когда ты говоришь им, что сейчас - свободный урок, есть возможность делать то, что вы хотите. Спустя какое-то время этот вопрос не вызывает такого удивления, и ребята высказывают свои пожелания, а совсем уж меня охватывает пик радости - это когда заходишь в комнату, чтобы сказать, что преподаватель заболел, и по ходу быстро размышляешь, чем бы с ними заняться (вариантов - куча, надо выбрать исходя из состояния ребят в конкретное время), а они уже занимаются сами (!) и атмосфера такая рабочая, что потихонечку выходишь из комнаты, чтобы не нарушить атмосферу.
Моей младшей дочери Тасе почти десять лет, она в моей школе уже четвертый год, и ничего другого не знает. По началу она спрашивала, когда же она пойдет в настоящую школу, с партами и звонками, контрольными и со строгими учителями, и где портфель нужно носить с собой. Я смущалась от таких опросов и даже немного обижалась, и даже думала, ну погоди, отправлю тебя в обычную школу, раз так хочешь, посмотрим, насколько тебя хватит )) И если бы у меня было бы время, наверное, и вправду, отправила бы! Я тогда обидчивая была )) Спустя три года Тася задает другие вопросы: а зачем форма в школе, ни за что не пошла бы в школу, где форма (хотя лично я ничего против формы не имею, мне кажется, это так мило - дети в жилеточках и юбочках, Тася то юбки не носит, а тут пришлось бы :)); а звонки зачем, часы же висят, по ним все понятно. Но я понимаю, что придёт время, и человек пойдет расти дальше, в систему или сам по себе. Причем, в системе - много проще, чем без нее. В этом случае ты же сам себе и тьтор, и коуч, и исполнитель. Поэтому страшно уважаю людей, которые самообразовываются, и делают это без конца.
Моей старшей дочери Аните пятнадцать. Ее путь более тернист и извилист, все-таки она - старшая, а значит - экспериментальная, как и все старшие дети, на которых родители тренируют и оттачивают свой педагогический запал. Так вот, после пяти лет в хорошей прогимназии (государственной) с хорошими учителями и супер директором Анитка пошла в мою школу, проучилась в ней год, набралась мужества, наглости и еще там чего и выдала мне: это не для меня, хочу обычную школу, чтоб учеников в классе было не пять человек, а больше, чтоб системы было больше! Я ей нашла хорошую частную школу, старинную и сильную, поступать туда надо было, Анита поступила, несмотря на то, что знаний мы в свой первый школьный год давали совсем немного, не умели еще требовать с детей и еще чего хуже - смотрели на них как на коллег (потом стало ясно, что это ошибка, но это другая тема). Проучилась Анита в новой школе с энтузиазмом всего месяц! Все следующее время пребывания в школе - это было для меня, но я стойко продержала оборону все два года. Не только я, еще и учителя, за что огромное им спасибо. Сама Анитка хотела в обычную школу в центре Города, где учатся ее друзья из театра, где она занимается с восьми лет. И вот только в этом году, в девятый класс Анита пошла в ту школу, о которой мечтала с пятого класса. На излете лета, когда уже учеников не набирали в девятый класс, она, добыв телефон директора, начала его осаду, даже меня притащила после того, как провалила с треском математику на вступительном тесте, и брать ее отказывались категорично. Но Анитка добилась своего, ее приняли и первый раз за последние пять (!) лет ребенок мой ходит в школу с удовольствием (тьфу тьфу), планирует стать отличницей (последний раз это было в четвертом классе, а в прошлом году - за первую четверть половина предметов было неаттестован). Я наконец-то не пинаю ее по утрам выходить в школу, правда, позволяю прогуливать, когда она говорит, что устала, взамен слушаю рассказы взахлеб из биологии, мировой культуры и про композиторов (не всегда, конечно). Жалею ли я, что раньше не послушала Аниту и не отдала ее в ту школу, в которую она так хотела? Не-а, ни капельки. Во-первых, ребенок должен дорасти до самостоятельных решений. Во-вторых, он должен научиться что-то делать для того, чтобы эти решения хоть чуточку продвигать в свою жизнь. В третьих, всему свое время. И самое сложное - это ждать, наблюдать и дожидаться. Это и есть самый главный навык, которому меня научили мои дети и школа - наблюдать и ждать. Очень сложно ждать. Хочется, чтобы побыстрее научился ходить, читать, писать грамотно, говорить «спасибо», дальше больше - принимать решения и проявлять заботу, двигаться самостоятельно по жизни или хотя бы по Городу, думать о своем здоровье и надевать вовремя шапку и не наступать в лужу в кроссовках.
А еще, знаете, что важно. Когда ты дождался - принять результат! Ведь результат может быть совсем не таким, как ты его нарисовал себе пока терпеливо ждал.
Но это то и интересно! Никогда не знаешь с этими детьми, что их обрадует, раздосадует, научит и вдохновит. Остается только одно - пробовать, дерзать, ошибаться, отчаиваться, снова пробовать и Радоваться, бесконечно Радоваться тому, что есть Дети!